Значение своими семами передает определенные когнитивные признаки и компоненты, образующие концепт, но это всегда лишь часть смыслового содержания концепта. Для экспликации всего содержания концепта нужны обычно многочисленные лексические единицы, а значит -значения многих слов, а также необходимы экспериментальные исследования, которые дополнят результаты лингвистического анализа.
Значение по отношению к концепту выступает как его часть, называемая регулярно используемым и воспроизводимым в данном сообществе языковым знаком и представляющая в общении коммуникативно релевантную для данной лингвокультурной общности часть концепта.
Отношения между значением и концептом
Значение, таким образом, это общеизвестная и коммуникативно релевантная часть концепта, выступающая в виде стороны языкового знака в актах коммуникации.
Особенность семантики языковых единиц в том, что семантика не просто отражает действительность, как концепт, но и сообщает о ней, являясь стороной языкового знака.
Концепты и значения - ментальные единицы, вычленяемые, соответственно, в когнитивном и языковом сознании человека и образующих само содержание этих видов сознания. Концепт - продукт когнитивного сознания человека (представленного его сознанием в целом), значение - продукт языкового сознания (представленного в значениях языковых знаков).
Значение и концепт - продукты деятельности разных видов сознания.
Различия между значением и концептом
В связи с этим употребляющееся в некоторых направлениях когнитивных исследований словосочетание когнитивная семантика представляется тавтологией (типа коммуникативное общение), поскольку семантика некогнитивной быть не может - она отражает результаты когниции сознанием окружающей действительности.
Когнитивные признаки, образующие содержание концепта, носят отражательный характер, отражают определенные стороны явлений реальной действительности. Значение слова также имеет когнитивный характер - оно состоит из сем, репрезентирующих, представляющих в речи отдельные когнитивные признаки, образующие содержание концепта.
Концепт и значение в равной мере представляют собой отражение действительности (объективной и субъективной). Оба явления - значение и концепт - когнитивной природы, оба представляют собой результат отражения и познания действительности сознанием человека.
Сознание человека, локализуясь в мозге и являя собой функцию мозга, отражает объективную и субъективную действительность.
Общие черты значения и концепта
Предложим свое понимание разграничения данных понятий, основанное на понимании отражательного характера человеческого знания.
Проблема соотношения концепта и значения - важнейшая проблема когнитивной лингвистики, поскольку от ее теоретического решения зависит как само существование когнитивной лингвистики как отдельного лингвистического направления, так и методика исследования, которая, в свою очередь, предопределяет получаемые результаты.
Одной из таких проблем является проблема соотношения значения и концепта с точки зрения лингвистики, психолингвистики и когнитивной лингвистики.
Исследования Л.В.Сахарного в области психолингвистики показали глубину значения слова, отражающего в своей структуре многочисленные и разнообразные признаки действительности. Современная когнитивная лингвистика развивает и углубляет наши представления о фиксируемом словом знании, по-новому интерпретируя многие традиционные научные проблемы.
Отдельные статьи (2006-2008)
Отдельные статьи(2006-2008)
И. А. Стернин. Отдельные статьи (2006-2008)
Комментариев нет:
Отправить комментарий